Бухгалтерский аутсорсинг. Обзор рынка бухгалтерских услуг 2010 год


Обзор рынка бухгалтерских услуг 2010 год

 

Объем рынка

При анализе объема рынка бухгалтерского аутсорсинга не учитывались услуги частных бухгалтеров. Однако, по оценкам экспертов, доля частных бухгалтеров составляет 50% рынка. Следовательно, легальный рынок (рынок, состоящий из зарегистрированных компаний, осуществляющих свою деятельность по официальному договору) составляет половину от действительно существующего.

Определяющей характеристикой рынка бухгалтерских услуг по-прежнему остается высокая концентрация бизнеса: 52% суммарных доходов компаний рейтинга приходится на десяток фирм, специализирующихся только на этом виде деятельности. Совокупная выручка бухгалтерских компаний по итогам 2010 года составила 3,8 млрд рублей против 3,2 млрд рублей в 2009-м (см. график 1). Однако темпы ее роста рынка бухгалтерского аутсорсинга снизились и составили 13 против 20%, зафиксированных в 2009 году. Если оценивать рынок только по показателям специализированных фирм, то прирост выручки по итогам 2010 года и вовсе затормозился до 5% (http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2010/)


График 1. Объем рынка бухгалтерских услуг

 

Основная причина замедления роста рынка бухгалтерских услуг затухание эффекта посткризисного восстановления спроса, а также непонимания руководителей отечественного бизнеса целесообразности и эффективности передачи ведения бухгалтерского и налогового учета на сторону. Тем не менее на передачу этих функций внешнему исполнителю гораздо охотнее идут работающие в России иностранные компании, имеющие положительный опыт передачи бухгалтерии сторонней компнаии. Также среди клиентов бухгалтерских фирм широко представлен малый бизнес — ему передача этих функций обходится в разы дешевле содержания собственного штата бухгалтеров и кадровиков (пусть даже приходящих). Третья группа клиентов бухгалтерского аутсорсинга — крупные компании, оптимизирующие свою деятельность и применяющие аутсорсинговую модель в качестве альтернативы создания собственных расчетных центров.

 

Емкость рынка

 

По мнению специалистов «Экспресс Обзор», рынок бухгалтерского обслуживания далек от насыщения. Эта оценка основывается на предположении, что потенциальными клиентами бухгалтерских компаний могут быть все предприятия малого и среднего бизнеса.

Однако компании, оказывающие услуги бухгалтерского учета, не будут обслуживать максимальное количество предприятий малого и среднего бизнеса в силу существования частных бухгалтеров, услуги которых значительно дешевле. Также следует принять во внимание, консервативное мнение руководителей компаний о том, что необходимо содержать в своем штате бухгалтера на постоянной основе.

Сами участники рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг, оценивая перспективы его развития, не видят возможностей значительного увеличения спроса на свои услуги со стороны ни одной из трех групп клиентов. Заметное расширение спроса если и ожидается, то в лучшем случае в среднесрочной перспективе.

Оценить степень популярности этого сектора услуг можно по числу компаний — клиентов участников рейтинга. Например, в самом емком направлении, аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета, доля выручки которого по итогам 2010 года составляет более 40%, на всех участников рейтинга приходится около 2,4 тыс. клиентов (в среднем по 30 клиентов на фирму). В 2009 году число клиентов составляло примерно 3 тысячи.

Низкая популярность передачи ведения бухгалтерии на сторону видна и из небольшого списка отраслей, где сосредоточено большинство клиентов: основные доходы участников рейтинга в 2010 году обеспечили предприятия торговли, нефтяной и нефтегазовой промышленности, а также строительства. На компании этих трех отраслей пришлось около 60% всего рынка (см. график 2) ( http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2010/).

Рост потребительского спроса приводит к увеличению числа транзакций и дополнительной нагрузке на бухгалтерию организаций торговли, в связи с чем логично передать рутинные функции учета внешней структуре. Основная причина, по которой предприятия нефтяной и нефтегазовой промышленности обращаются в бухгалтерские — стремление оптимизировать затраты на непроизводственные функции.

Портрет фирмы, которой выгодно прибегнуть к услугам бухгалтерской компании: это компания с численностью сотрудников до 15 человек, с документооборотом до 500 первичных документов, работающей в сфере услуг, оптово-розночной торговли. Кроме того, все предприятия, принявшие систему единого налога на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения

(http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/autsorsing_buhgalterii/)


График 2. Распределение выручки участников рейтинга по отраслям экономики в 2010 г.

 

Специфика бухгалтерских услуг заключается в разнообразии нюансов, связанных с видом деятельности каждого клиента. Бухгалтерская компания ведет учет компаний-клиентов, работающих в разных экономических сферах деятельности. У каждого клиента свои экономические и правые особенности.

Бухгалтерские услуги наиболее популярны у предприятий оптовой и розничной торговли — 32% от всего рынка. Нефтяная и газовая промышленность — 15%, на строительные компании приходится — 11%.

Преимущество ведения бухгалтерского учета бухгалтерской компанией очевидны:

-отсутствие затрат на рабочее место и зарплату бухгалтерам;

-НДС по услугам внешней бухгалтерии можно принять к зачету;

-внешняя бухгалтерия независима, и как правило, соответствует законодательству;

-аудит может проводить та же фирма, что и ведет бухгалтерский учет;

-налоговые инспекторы с проверкой будут приходить в офис бухгалтерской аутсорсинговой компании, а не в офис к клиенту .

 

Тем не менее многие руководители компаний предпочитают содержать в штате «своего» бухгалтера, а не обращаться к услугам бухгалтерских аутсорсинговых компаний по причине:

-конфиденциальная информация попадает в чужие руки;

-отсутствует непосредственный контроль за составлением и сдачей отчетности;

-неясно, кто, как, и в каких объемах будет возмещать полученный ущерб;

-трудно получить информацию о профессиональном уровне специалистов, ведущих учет в компании клиента;

(www.klerk.ru/articles/?42986)

Что касается степени доверия, то по опросам на сайте информационной системы ISPF «Право и Финансы», 71% опрошенных высказали доверие к сторонним фирмам

(http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/autsorsing_buhgalterii/)

Некоторые предприниматели ошибочно полагают, задумываясь над передачей бухгалтерии на аутсорсонг, что в компенсацию за услуги бухгалтерской фирмы входят эквивалентные затраты на содержание персонала. Но для того чтобы обеспечить такое же качество ведения учета самостоятельно, предпринимателю придется значительно потратиться на развитие персонала, оборудование, программное обеспечение и другое. И если принять во внимание все перечисленные выше факторы, чаша весов почти всегда склоняется в пользу аренды бухгалтерии

(http://www.officemart.ru/service_account_audit/articles/articles1207/)

Быстрого расширения рынка бухгалтерских услуг на данном этапе не ожидается. Во-первых, число основных и постоянных потребителей аутсорсинга — иностранных фирм, для которых это привычная часть бизнес-политики, — сильно не меняется. Этот список клиентов практически исчерпан и существенно изменить динамику рынка не в состоянии. Во-вторых, малый бизнес и микропредприятия приобретают в основном стандартные бухгалтерские услуги, стоимость которых, в отличие от масштабных аутсорсинговых проектов и в сравнении с комплексным обслуживанием по нескольким участкам учета, не высока.

В-третьих, ещё одной проблемой на пути развития услуг по сопровождению бухгалтерии является наличие нелегального бизнеса, а также попытки предпринимателей обойти налоговое законодательство с целью получения большей прибыли. Таким образом, аутсорсинг бухгалтерии может привлечь клиентов за счет крупного бизнеса, для которого незаконные схемы бухгалтерии и налогообложения по большей части остались в прошлом.

 

Сегменты рынка бухгалтерских услуг

 

По итогам 2010 года сектор оказание услуг бухгалтерского и налогового учета остается более емким — доля выручки от него составила 44% (см. график 3). Выручка в этом сегменте составляет почти 1,5 млрд рублей. Масштаб обусловлен тем, что такую услугу оказывае оказывает большинство бухгалтерских компаний (более большинство бухгалтерских компаний (более 90%).

За год прирост выручки в этом направлении составил почти 25%. Участники рынка отмечают увеличение запросов на ведение отдельных участков бухгалтерского учета, связанных с цикличными и рутинными функциями. В стремлении оптимизировать затраты клиенты предъявляют спрос на стандартные функции бухучета (обработка авансовых отчетов, ведение счетов к оплате и т. д.).

Расчет заработной платы и кадровый учет. За последний год для сегмента услуг по расчету зарплат и кадровому делопроизводству была характерна невысокая динамика. Прирост суммарной выручки у участников рейтинга по итогам 2010 года составил здесь 5 и 1% соответственно (см. график 4), а ее объем — 602,2 и 106,7 млн рублей (http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2010/)

 


График 3. Структура выручки бухгалтерских компаний по итогам 2010 года

 


График 4. Динамика изменения выручки участников рейтинга по итогам 2010 года

 

Наибольшим спросом пользуются услуги ведения бухгалтерского и налогового учета. По итогам 2010 года спрос на данные услуги вырос на 25%. Однако по некоторым услугам наблюдалось падение: от услуг подготовке отчетности по МСФО составило 9%, а от услуг подготовки отчетности по РСБУ — 7%.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *